Научно-Исследовательский Институт Проблем Биологической Безопасности

CAMELPOX

Illustrative photo: from open sources

Camel pox is a contagious viral disease characterized by fever, swelling of the head and the appearance of a nodular-pustular rash on the skin and mucous membranes of sick animals, abortions in she-camels and the death of colts. Camels of all ages are susceptible to smallpox, but young animals are more often and more seriously ill. In pregnant camels, smallpox can cause abortions.

According to the literature, significant smallpox outbreaks were observed in the Ural (in 1930, 1942-1943) and Guryev (in 1965-1969) regions of Kazakhstan. The last outbreak of camel pox in Kazakhstan was observed in 1996 in three districts of the Mangistau region. At the same time, only 830 out of 8 thousand camels in the Mangistau region were ill with smallpox, of which 43 died.

Illustrative photo: from open sources

Epizootology. According to Bera et al. in 2009, an outbreak of camel pox in Bikaner province, in Rajasthan district (India), sickened 3 people caring for animals. The main sources of the smallpox virus in camels are sick or ill camels. Infected animals disperse the virus in the external environment with the rejected epithelium of the skin and mucous membranes containing the virus. The virus is also released into the external environment with aborted fetuses. The smallpox pathogen can be spread mechanically by domestic and wild animals that are not susceptible to smallpox.

During the camelpox epizootic, young animals are particularly ill. In the period between epizootics in stationary areas with smallpox, the disease occurs among camels in the form of enzooties and sporadic cases that occur more or less regularly every 3-6 years, mainly among animals aged 2-4 years. In such cases, animals suffer is relatively easy, especially in the warmer time of the year. In cold weather, smallpox is more severe, long-lasting, and is accompanied by complications, especially in young animals.

Method of infection and mechanism of transmission of the pathogen. In natural conditions, healthy camels are infected by contact with sick animals in a virus-contaminated area through infected water, feed, premises and care items, as well as aerogenically by spraying virus-containing effusions with sick animals. More often, camels become infected when the virus enters the body through the skin and mucous membranes, especially when their integrity is violated or when avitaminosis A occurs.

Course and clinical manifestation of smallpox symptoms in camels. The incubation period, depending on the age of camels, the properties of the virus and the ways it enters the body, ranges from 3 to 15 days: in young animals 4-7, in adults 6-15 days. Colts brooded from non-immune she-camels may become ill 2-5 days after birth.

The course of smallpox in camels, depending on their age, is also different: in young animals, especially in a newborn, it is often acute (up to 9 days); in adults, it is subacute and chronic, sometimes latent, more often in pregnant camels. The most characteristic form of smallpox in camels is cutaneous with a subacute course of the disease.

In the subacute course of the disease, a transparent and later a cloudy grayish-dirty color mucus is released from the mouth and nose. Animals shake their heads, sniff and snort, throwing out together with the virus-containing mucus and the virus-affected epithelium. Soon, puffiness forms in the area of the lips, nostrils, and eyelids, sometimes spreading to the infra-temporal area, the neck, and even the sub-chest area. The mandibular lymph nodes and lower neck lymph nodes are enlarged. The animals ‘ appetite decreases, they lie down more often and for longer than usual, and with great difficulty they get up. By this time, reddish-gray spots appear on the skin of the lips, nose and eyelids, on the mucous membrane of the mouth and nose; under them, dense nodules are formed, which, increasing, turn into gray papules, and then into pustules with the size of a pea and a bean with a sinking center and a roller-like thickening at the edges.

Pockpits in sick camels often appear first on the head. At the age from one to four years, camels are usually easily ill. Lesions are localized on the scalp, mainly in the area of the lips and nose. In she-camels, the udder is often affected. A few days after breaking the primary pustules in the head area, smallpox lesions are formed on the skin and other short-haired areas of the body (in the areas of the underbelly, armpits, perineum and scrotum, the inner part of the forearm and thigh), and in she-camels also on the vaginal mucosa. At this time, body temperature of camels usually increase again, sometimes up to 41.5 °C, and she-camels in the last month of pregnancy bring premature and underdeveloped colts, which, as a rule, soon die.

     

Illustrative photo: from open sources

In some animals, the cornea of the eyes becomes cloudy (a cataract), which causes temporary blindness in one eye for 5-10 days, and in colts, more often in both eyes. Colts that get sick soon after birth have diarrhea. In this case, they die within 3-9 days after the disease.

Illustrative photo: from open sources

The diagnosis of smallpox in camels is based on epizootological data, characteristic symptoms of the disease, pathoanatomic changes, positive results of microscopy (when processing smears and fresh papules using the Morozov silvering method) or electron microscopy and laboratory tests: bioprobes, RDP, ELISA and PCR.

Smallpox in camels must be differentiated from necrobacillosis by microscopic examination of material taken from sick and fallen camels, as well as by experimental infection of white mice susceptible to necrobacillosis. To exclude foot-and-mouth disease, Guinea pigs are infected in the plantar surface of the skin of the paws. Fungal lesions and scabies are excluded by microscopic examination of scrapes taken from the affected areas of the skin. In cases of abortions, miscarriages, and premature foetuses (for exclusion of brucellosis), the blood serum of sick she-camels is tested for brucellosis (RA, RSC, and bacteriological). It is also necessary to exclude the smallpox-like disease Auyzdyk, which is accompanied by a mass disease of young camels, characterized by lesions in the area of the head (lips, nose), by electron microscopy.

Prophylaxis. The only method  of protesction in the camel pox is vaccination. Live and inactivated vaccines have been developed worldwide to prevent smallpox in camels. Reports of the existence of a smallpox vaccine for camels first appeared in the Soviet Union.

According to the International epizootic Bureau (OIE, 2008), attenuated and inactivated vaccines are commercially available. Vaccination with live attenuated vaccine provides protection for more than 12 months and with inactivated vaccine for up to 12 months with revaccination.

Camelpox vaccine was also developed at the RSE “Research Institute for biological safety problems”, which was tested in the Mangystau region.

 

General anti-epizootic measures. In our republic the anti-epizootic measures are carried out in accordance with the veterinary rules “Sanitary-epidemiological and veterinary-sanitary Rules for the prevention and control of infectious diseases common to animals and humans”.

Conclusion. Control of camel pox consists in carrying out veterinary and sanitary measures, explanatory works on compliance with the rules for keeping livestock, and on the procedure for performing their duties provided for by veterinary legislation.

 

For consultation, call RSE “Research Institute for Biological Safety Problems” SC MES RK by phone (726-36) 7-22-28,
e-mail:
ribsp@biosafety.kz

For consultation, call Mambetaliyev Muratbay Aldibayevich, candidate of veterinary sciences, associate professor, tel.+7(775)-772-03-77

For consultation, call Zhugunissov Kuandyk Dauletbaevich, candidate of biological sciences, tel.+7(702)-186-42-73

Regarding the acquisition of the vaccine, call Yershebulov Zakir Dzhaparovich, Head of the Quality Department, tel.+7(778)-881-46-83

rrr
Научно-исследовательский институт проблем биологической безопасности

ОСПА ВЕРБЛЮДОВ

Оспа верблюдов (Camel pox) — контагиозная вирусная болезнь, характеризующаяся лихорадкой, отеком головы и появлением узелково-пустулезной сыпи на коже и слизистых оболочках больных животных, абортами у верблюдиц и гибелью верблюжат. К оспе восприимчивы верблюды всех возрастов, однако чаще и тяжелее болеет молодняк. У беременных верблюдиц оспа может вызывать аборты.

Согласно литературным данным, значительные вспышки оспы отмечались на территории Уральской (в 1930, 1942-1943 гг.) и Гурьевской (в 1965-1969 гг.) областей Казахстана. Последняя вспышка оспы верблюдов в Казахстане наблюдалась в 1996 г. в трех районах Мангистауской области. При этом только в 8 хозяйствах Мангистауского района из 8 тысяч верблюдов оспой заболело 830, из них 43 гол пало.

Иллюстративное фото: из открытых источников

 

Эпизоотология. По данным Bera et al. в 2009 году при вспышке оспы верблюдов в провинции Bikaner, в районе Rajasthan (India)  заболели 3 человека ухаживающие за животными. Основным источниками вируса оспы верблюдов являются больные или переболевшие верблюды. Инфицированные животные рассеивают вирус во внешней среде с отторгаемым эпителием кожи и слизистых оболочек, содержащих вирус. Во внешнюю среду вирус выделяется и с абортированными плодами. Возбудителя оспы могут механически разносить и не восприимчивые к оспе домашние и дикие животные.

Во время эпизоотии оспы верблюдов особенно тяжело болеет молодняк. В период между эпизоотиями в стационарно-неблагополучных по оспе зонах среди верблюдов болезнь протекает в виде энзоотий и спорадических случаев, возникающих более или менее регулярно через каждые 3-6 лет, главным образом среди животных в возрасте 2-4 лет. В таких случаях животные болеют сравнительно легко, особенно в теплое время года. В холодное время оспа протекает тяжелее, длительно и сопровождается осложнениями, особенно у молодняка.

Способ заражения и механизм передачи возбудителя. В естественных условиях здоровые верблюды заражаются при контакте с больными животными на загрязненной вирусом территории через инфицированные воду, корма, помещения и предметы ухода, а также аэрогенно при разбрызгивании вируссодержащих истечений больными животными. Чаще верблюды заражаются при попадании вируса в организм через кожу и слизистые оболочки, особенно при нарушении их целостности или при авитаминозе.

Течение и клиническое проявление симптомов оспы у верблюдов. Инкубационный период в зависимости от возраста верблюдов, свойств вируса и путей проникновения его в организм колеблется от 3 до 15 дней: у молодняка 4-7, у взрослых 6-15 дней. Верблюжата, полученные от не иммунных верблюдиц, могут заболевать через 2-5 дней после рождения.

Течение оспы у верблюдов в зависимости от их возраста также разное: у молодняка, особенно у новорожденного, чаще острое (до 9 дней); у взрослых — подострое и хроническое, иногда латентное, чаще у беременных верблюдиц. Наиболее характерная форма оспы у верблюдов — кожная с подострым течением болезни.

При подостром течении болезни изо рта и носа выделяется прозрачная, позже мутноватая серовато-грязноватого цвета слизь. Животные трясут головой, сопят и фыркают, выбрасывая вместе с вируссодержащей слизью и пораженный вирусом эпителий. Вскоре в области губ, ноздрей и век образуется отечность, иногда распространяющаяся на межчелюстную область, шею и даже на область подгрудка.. К этому времени на коже губ, носа и век, на слизистой рта и носа появляются красновато-серые пятнышки; под ними образуются плотные узелки, которые, увеличиваясь, превращаются в папулы серого цвета, а затем в пустулы размером с горошину и фасоль с западающим центром и валикообразным утолщением по краям.

Оспины у больных верблюдов чаще появляются вначале на голове. В возрасте от одного года до четырех лет верблюды переболевают, как правило, легко. Поражения локализуются на коже головы, преимущественно в области губ и носа. У верблюдиц нередко поражается вымя. Через несколько дней после вскрытия первичных пустул в области головы оспенные поражения образуются на коже и других малошерстных участках тела (в областях подгрудка, подмышечных впадин, промежности и мошонки, внутренней части предплечья и бедра), а у верблюдиц также и на слизистой оболочке влагалища. В это время у верблюдов обычно вновь повышается температура тела, иногда до 41,5 °С, а верблюдицы на последнем месяце беременности приносят недоношенных и слаборазвитых верблюжат, которые, как правило, вскоре погибают.

     

Иллюстративное фото: из открытых источников

У некоторых животных мутнеет роговица глаз (бельмо), отчего на 5-10 дней наступает временная слепота на один глаз, а у верблюжат чаще на оба глаза. У верблюжат, заболевших вскоре после рождения, появляются поносы. В этом случае в течение 3-9 дней после заболевания они погибают.

Иллюстративное фото: из открытых источников

 

Диагноз на оспу верблюдов ставят на основании эпизоотологических данных, характерных симптомов болезни, патологоанатомических изменений, положительных результатов микроскопии (при обработке мазков и свежих папул методом серебрения по Морозову) или электронной микроскопии и лабораторных исследований: биопробы, РДП, ИФА и ПЦР.  

Оспу верблюдов необходимо дифференцировать от некробациллеза путем микроскопического исследования материала, взятого от больных и павших верблюдов, а также экспериментальным заражением восприимчивых к некробациллезу белых мышей. Для исключения ящура заражают морских свинок в плантарную поверхность кожи лапок (при ящуре свинки заболевают с образованием характерных афт). Грибковые поражения и чесотку исключают микроскопическим исследованием соскобов, взятых с пораженных участков кожи. В случаях абортов, выкидышей и преждевременных выжеребек (для исключения бруцеллеза) исследуют сыворотку крови больных верблюдиц на бруцеллез (РА, РСК и бактериологический). Необходимо исключить также от оспоподобное заболевание Ауыздык, которое сопровождается массовой болезнью молодых верблюдов, характеризующейся поражением в области головы (губ, носа), методом электронной микроскопии.

Профилактика. Единственным методом защиты при оспе верблюдов является вакцинация. Для профилактики оспы верблюдов в мире разработаны живые и инактивированные вакцины.  

Согласно данным Международного эпизоотического бюро (OIE, 2008) аттенуированные и инактивированные вакцины являются коммерчески доступными. Вакцинация с живой аттенуированной вакциной обеспечивает защиту более 12 мес и с инактивированной вакциной до 12 мес с ревакцинацией.

Вакцина против оспы верблюдов разработана также в РГП «Научно-исследовательский институт проблем биологической безопасности», которая испытана в Мангыстауской области.

Общие противоэпизоотические меры. Противоэпизоотические мероприятия в республике проводятся согласно ветеринарным правилам «Санитарно-эпидемиологические и ветеринарно-санитарные Правила по профилактике и борьбе с заразными болезнями, общими для животных и человека».

Заключение. Борьба с оспой верблюдов заключается в проведении ветеринарно-санитарных мероприятий, разъяснительных работ о соблюдении правил содержания скота, о порядке исполнения своих обязанностей, предусмотренных ветеринарным законодательством.

 

По вопросам  консультации звонить в РГП «Научно-исследовательский институт проблем биологической безопасности» КН МОН РК по телефону (726-36) 7-22-28, электронный адрес: ribsp@biosafety.kz

 

По вопросам  консультации звонить Мамбеталиеву Муратбаю Альдибаевичу, кандидат ветеринарных наук, ассоциированный профессор, тел. +7(775)-772-03-77

По вопросам  консультации звонить Булатову Ерболу Акеновичу, кандидат ветеринарных наук, тел. +7(701)-449-55-52

По вопросам  консультации звонить Жугунисову Куандыку Даулетбаевич, кандидат биологических наук, тел. +7(702)-186-42-73

По вопросу приобретения вакцины Ершебулову Закиру Джапаровичу, руководителю управления качества, тел. +7(778)-881-46-83