Научно-Исследовательский Институт Проблем Биологической Безопасности

RABIES

For consultation, call the RSE “Research Institute for Biological Safety Problems” of SC MES RK by phone (726-36) 7-22-28.

E-mail: ribsp@biosafety.kz

For consultation, call: Bulatov Yerbol Akenovich, head of the laboratory “Technology of cultivation of microorganisms”, candidate of veterinary sciences, tel. +7 (701) -449-55-52

Concerning the acquisition of the vaccine: Ershebulov Zakir Dzhaparovich, Head of the Quality Department, tel. +7 (778) -881-46-83

Carnivorous animal  can be a source of rabies disease

(Illustrative photo from open resourses)

Rabies (Rabies, hydrophobia Lyssa,) – a viral disease characterized by severe damage to the peripheral nervous system, signs of disseminated encephalomyelitis. A disease will inevitably be fatal. It refers to natural focal, periodic viral diseases. Infection affects all types of warm-blooded, domestic, farm animals, as well as most species of birds and humans. Young animals are more susceptible to the virus than old ones. Mortality in rabies is 100%. The economic damage is great, which consists of losses resulting from the death of animals, the costs of quarantine and preventive measures, the capture of stray dogs and cats, the regulation of the number of wild predators, as well as conducting diagnostic tests. The maximum increase in incidence in the fall and in the winter-spring period. Three-four-year cyclicity of rabies was established, which is associated with the dynamics of the abundance of main reservoirs.

Domestic carnivores can also be a source of rabies disease.

(Illustrative photo from open resourses)

Epizootology. Main epizootologic data of rabies:

Sources and reservoirs of the causative agent of infection. The reservoir and the main sources of the causative agent of rabies are wild predators, dogs and cats, and in some countries of the world – bats. Given the nature of the reservoir of the pathogen, epizootics are distinguished as of the natural type when wild carnivores (fox, raccoon dog, arctic fox, wolf, corsac, jackal) spread the disease, and urban type when stray dogs and cats are the source of the virus and the spread of the disease.

The method of infection and the mechanism of pathogen transmission. Infection of animals and humans occurs through direct contact with sources of the causative agent of rabies as a result of a bite or saliva of damaged skin or mucous membranes. Infection with rabies is possible through the mucous membranes of the eyes and nose, in alimentary and aerogenic, as well as transmissible ways.

The intensity of the manifestation of the epizootic process. With a high abundance of foxes, corsacs, raccoon dogs, wolves, jackals, arctic foxes, the disease spreads rapidly, with an average abundance rabies manifests itself only in rare cases. With a low population density of wild carnivorous epizootics remisses.

The course and clinical manifestation of rabies symptoms. The incubation period varies from several days to 1 year and averages 3-6 weeks. Its duration depends on the type, age, resistance of the animal, the amount of virus that has penetrated and its virulence, the location and the nature of the wound. The closer the wound to the brain, the faster the rabies clinic appears.

The disease is more acute. The clinical picture is similar in animals of all species, but better studied in dogs. Rabies in them usually manifests itself in two forms: furious and sullen. The recurrent and abortive course of the disease is recorded.

In furious rabies, three stages are distinguished: prodromal, excitative, and paralytic.

The prodromal period (stage of signs and symptoms) lasts from 12 hours to 3 days. This period begins with a slight change in behavior. Sick animals become apathetic, boring, avoid people, try to hide in a dark place, reluctantly go to the call of the owner. In other cases, the dog becomes affectionate to the owner and acquaintances, trying to lick his hands and face. Then anxiety and excitability gradually increase. The animal often lays down and jumps up, barks for no reason, there is an increased reflex excitability (to light, noise, rustling, touch, etc.), shortness of breath appears, the pupils are dilated. Sometimes a severe itching occurs at the site of the bite, the animal licks, combs, and nibbles it. With the progression of the disease, a perverted appetite often appears. The dog eats inedible objects (stones, glass, wood, earth, its own feces, etc.). During this period, paresis of the muscles of the pharynx develops. Difficult swallowing (it seems that the dog choked on something), salivation, hoarse and abrupt barking, hesitant gait, sometimes squint are noted.

Clinical presentation of canine rabies

(Illustrative photo from open resourses)

The second – excitative period – lasts 3-4 days and is characterized by an increase in the symptoms described above. Aggressiveness builds up, a dog for no reason can bite another animal or person, even its owner, gnaws on iron, sticks, earth, often breaking teeth, and sometimes the lower jaw. In sick dogs, the desire to break the chain and run away intensifies, a rabid dog runs tens of kilometers per day, bites and infects other dogs and people along the way. It is characteristic that the dog runs silently to animals and people and bites them. Attacks of violence lasting several hours are replaced by periods of oppression. Paralysis of individual muscle groups gradually develops. The change in the dog’s voice is especially noticeable due to paralysis of the muscles of the larynx. Lai sounds hoarse, resembling a howl. This symptom has diagnostic value. The lower jaw is completely paralyzed, it sags. The oral cavity is open all the time, the tongue half falls out, there is abundant salivation. At the same time, paralysis of the swallowing muscles and muscles of the tongue occurs, as a result of which the animals cannot eat food. Strabismus appears.

Clinical presentation of canine rabies

(Illustrative photo from open resourses)

The third – paralytic period – lasts 1-4 days. In addition to paralysis of the lower jaw, the hind limbs, the muscles of the tail, bladder and rectum, then the muscles of the trunk and forelimbs are paralyzed. The body temperature in the stage of excitation rises to 40-41 °C, and in the paralytic – decreases below normal. In the blood, polymorphic nuclear leukocytosis is noted, the number of leukocytes is reduced, the sugar content in urine is increased to 3%. The total duration of the disease is 8-10 days, but often death can occur in 3-4 days.

Clinical presentation of canine rabies

(Illustrative photo from open resourses)

With a sullen (paralytic) form of rabies (most often observed when dogs are infected from foxes), excitation is slight or not expressed at all. The animal is not aggressive, the appetite is preserved, there may be difficulty swallowing, similar to the condition when animals choke on the bone. There is paralysis of the pharynx, lower jaw, hind limbs. An unstable gait can be observed in a sick dog, sometimes with an atypical form the animal eats completely inedible objects, salivation develops. The disease lasts 2-4 days.

Clinical presentation of canine rabies

(Illustrative photo from open resourses)

The recurrent form of rabies is characterized by complete recovery, which after two to three weeks is again replaced by all the symptoms of the disease.

The abortive form of rabies ends with the recovery of the animal in the second stage of the disease. This form of rabies is very rare and is still being studied by many researchers.

The atypical form of rabies has no stage of excitation. Depletion and muscle atrophy are noted. There have been reported cases of rabies, which occurred only in cases of hemorrhagic gastroenteritis: vomiting, semi-liquid feces containing blood-mucous masses.

Clinical presentation of canine rabies

(Illustrative photo from open resourses)

With rabies in cats, the clinical signs are basically the same as in dogs, the disease proceeds mainly in a furious form. Often, an infected animal tries to hide in a quiet, dark place. Sick cats are very aggressive towards humans and dogs. They inflict deep damage by sticking their claws, trying to bite in the face. Their voice is changing. In the stage of excitement, cats tend, like dogs, to run away from home. In the future, paralysis of the pharynx and limbs develops. Death occurs 2-5 days after the manifestation of clinical signs. With paralytic rabies, aggressiveness is weak.

Clinical presentation of rabid cats

(Illustrative photo from open resourses)

With cattle rabies, the incubation period is more than 2 months, usually from 15 to 24 days. In some cases, it may take 1-3 years from the moment of the bite until the first signs of the disease appear. Rabies occurs mainly in two forms: furious and sullen.

With a furious form, the disease begins with excitement. The animal often lies down, jumps up, lashes its tail, stomps, rushes to the wall, strikes with horns. Aggressiveness is especially pronounced towards dogs and cats. Salivation, sweating, frequent urges to urination and defecation, rut are noted. After 2-3 days, paralysis of the muscles of the pharynx (inability to swallow), lower jaw (salivation), hind and forelimbs develop. Death occurs on the 3rd-6th day of illness,.

With a sullen form, signs of excitement are weak or absent. Depression is observed, cows go off feed. Cows ablactate and stop to ruminate. Then the paralysis of the larynx, pharynx, lower jaw (hoarse mooing, salivation, inability to swallow), and then the hind and front limbs appears. Death occurs on the 2nd-4th day.

Rabid cattle

(Illustrative photo from open resourses)

In sheep and goats, the symptoms are the same as in cattle: aggressiveness, especially to dogs, increased sexual arousal. Paralysis quickly develops, and on the 3-5th day the animals die. With a paralytic form of rabies, excitement and aggressiveness are not noted.

Clinical presentation of rabies of  овец и коз

(Illustrative photo from open resourses)

Rabies in horses is initially manifested by anxiety, shyness, excitability. Itching is often possible at the site of the bite. Aggression to animals, and sometimes to people. During the period of excitement, horses rush to the wall, break their heads, gnaw at feeding troughs, doors, sometimes, on the contrary, fall into a state of depression, resting their head against the wall. Cramps in the muscles of the lips, cheeks, neck, and chest are noted. With the further progress of the disease, paralysis of the swallowing muscles and then the limbs develop. The animal dies on the 3-4th day of illness. But sometimes a fatal outcome occurs within 1 day. With a paralytic form of rabies, the stage of excitation does not occur.

Clinical presentation of rabies of  horses

(Illustrative photo from open resourses)

Rabies in pigs is often acute and furious. Pigs rush about in pens, go off feed, gnaw feeders, partitions, the bite site. Strong salivation. Aggression is shown to other animals and people. Sows attack their own piglets. Soon paralysis develops, and 1-2 days after their appearance, the animals die. The duration of the disease is not more than 6 days.

In the paralytic form of rabies (rarely recorded), depression, going off feed and water, slight salivation, constipation, rapidly progressing paralysis are noted. Animals die 5 … 6 days after the manifestation of signs of the disease.

Rabid pigs

(Illustrative photo from open resourses)

Camels rabies manifests itself in a sullen or furious form, and death occurs 4-5 days after the clinical manifestation. The incubation period for rabies of camels is up to 1.5 months.

Clinical presentation of rabies of  camels

(Illustrative photo from open resourses)

Diagnostics. The most accurate diagnostic results are achieved by examining several parts of the brain at once: the brainstem, cerebellum, cerebral cortex and horn of Ammon. The diagnosis of rabies based on the clinical picture is not possible, as the symptoms are similar to some other diseases. Diagnostics using histological changes (detection of Negri bodies), as well as DPR (diffuse precipitation reaction) is not currently used due to low sensitivity. Moreover, histological examination is not recommended for use by the OIE diagnostic and vaccine guidelines. IHCM (immunohistochemical method) is usually not used in diagnostics due to the complexity and duration of the reaction. In the diagnosis of rabies in tissue samples, RV proteins or fragments of its genome are detected. For this, RIF, virus isolation in animals (on mice) and in cell cultures, ELISA, PCR (polymerase chain reaction) and many others are used..

Specific prevention of agricultural, domestic animals. Vaccination of animals is one of the main effective ways to prevent rabies. For vaccination of farm and domestic animals, it is recommended to use the animal rabies inactivated vaccine from the strain “VRC-RZ2” of fixed rabies virus (developer – RIBSP). The vaccine is intended for prophylactic and compulsory immunization against rabies in cattle and small cattle, horses, camels, pigs, dogs and cats.

ANIMAL RABIES INACTIVATED VACCINE (DEVELOPER – RIBSP)

During prophylactic immunization of farm animals, the vaccine is administered subcutaneously in the middle third of the neck or croup (for pigs, intramuscularly behind the ear). Preventive immunization of dogs, cats and other carnivores is carried out subcutaneously or intramuscularly from two months of age. Preventive immunization is carried out once with subsequent revaccination in a year. For animals previously vaccinated against rabies, the vaccine is administered subcutaneously once every two years.

Preventive immunization of animals is carried out in the doses indicated in the table.

Animal species Age Dose, ml
Horses and camels Over 3 years old

from 3 months to 3 years

10,0

5,0

Cattle Over 2 years old

from 3 months to 2 years

8,0

5,0

Sheep and goats Over 1 year old

from 3 months to 1 year

4,0

2,0

Pigs Over 1 year old

from 4 months to 1 year

5,0

3,0

Big dogs (over 10 kg) Over 1 year old

2-12 months.

1,0

0,5

Little dogs (up to 10 kg) Over 1 year old

6-12 months.

2-6 months.

0,5

0,3

0,2

Cats Over 1 year old

2-12 months.

0,5

0,3

The vaccine promotes the formation of active immunity against rabies, starting from 10-15 days after the use of the preparation for at least 12 months after a single immunization.

The vaccine can cause a local reaction in some animals at the injection site, which manifests itself in the form of a small swelling, which spontaneously resolves within 7-10 days.

The meat and milk from vaccinated farm animals is used without restrictions, regardless of the timing of the vaccine.

In case of emergency immunization, the vaccine is used no later than 3 days after being bitten by animals suspected of being infected with rabies. For severe bites – no later than 24 hours. The vaccine is administered in 1.5-fold prophylactic doses with revaccination in a prophylactic dose 7-10 days after the first vaccination.

 

Rabies treatment. There are no effective therapies. Ill animals are immediately isolated and slaughtered, as keeping animals longer can cause the infection of humans.

General antiepizootic measures. Anti-epizootic measures in the Republic of Kazakhstan are carried out in accordance with the veterinary rules “Sanitary-epidemiological and veterinary-sanitary rules for the prevention and control of infectious diseases common to animals and humans (rabies)”.

Conclusion

The control of rabies in animals consists of timely veterinary and sanitary measures, explanatory work on compliance with livestock rules and the procedure for the performance of their duties provided for by the veterinary legislation of the Republic of Kazakhstan.

 

For consultation, call the RSE “Research Institute for Biological Safety Problems” of SC MES RK by phone (726-36) 7-22-28.

E-mail: ribsp@biosafety.kz

For consultation, call: Bulatov Yerbol Akenovich, head of the laboratory “Technology of cultivation of microorganisms”, candidate of veterinary sciences, tel. +7 (701) -449-55-52

Concerning the acquisition of the vaccine: Ershebulov Zakir Dzhaparovich, Head of the Quality Department, tel. +7 (778) -881-46-83

rrr
Научно-исследовательский институт проблем биологической безопасности

БЕШЕНСТВО

По вопросам  консультации звонить в РГП «Научноисследовательский институт проблем биологической безопасности» КН МОН РК по телефону (726-36) 7-22-28. Электронный адрес: ribsp@biosafety.kz

По вопросам консультации звонить: Булатову Ерболу Акеновичу, заведующему лабораторией «Технология культивирования микроорганизмов», кандидату ветеринарных наук, тел. +7(701)-449-55-52

 По вопросу приобретения вакцины: Ершебулову Закиру Джапаровичу, руководителю управления качества, тел. +7(778)-881-46-83

Хищные звери могут быть источником болезни бешенства

(Иллюстративное фото из открытых источников)

Бешенство (Rabies, hydrophobia Lyssa,) – вирусное заболевание, характеризующееся тяжелым поражением периферической, нервной системы, признаками диссеминированного энцефаломиелита. Болезнь неизбежно приведет к летальному исходу. Относится к природно-очаговым, периодичным вирусным заболеваниям. Инфекции подвержены все виды теплокровных, домашних, сельскохозяйственных животных, а также большинство видов птиц и человек. Молодые животные более чувствительны к вирусу, чем старые. Летальность при бешенстве составляет 100 %. Экономический ущерб велик, который складывается из потерь в результате падежа животных, затрат на проведение карантинных и профилактических мероприятий, на отлов бродячих собак и кошек, регулирование численности диких хищников, а также на проведение диагностических исследований. Максимальный подъем заболеваемости осенью и в зимне-весенний период. Установлена трех-четырехлетняя цикличность бешенства, что связано с динамикой численности основных резервуаров.

Домашние плотоядные животные тоже могут быть источником болезни бешенства

(Иллюстративное фото из открытых источников)

Эпизоотология. Основные эпизоотологические данные бешенства:

Источники и резервуары возбудителя инфекции. Резервуаром и главными источниками возбудителя бешенства служат дикие хищники, собаки и кошки, а в некоторых странах мира — летучие мыши. С учётом характера резервуара возбудителя различают эпизоотии природного типа, когда болезнь распространяют дикие плотоядные (лисица, енотовидная собака, песец, волк, корсак, шакал), и городского типа, когда источниками вируса и распространителями болезни являются бродячие собаки и кошки.

Способ заражения и механизм передачи возбудителя. Заражение животных и человека происходит при непосредственном контакте с источниками возбудителя бешенства в результате укуса или ослюнения поврежденных кожных покровов или слизистых оболочек. Возможно заражение бешенством через слизистые оболочки глаз и носа, алиментарно и аэрогенно, а также трансмиссивно.

Интенсивность проявления эпизоотического процесса. При высокой плотности расселения лисиц, корсаков, енотовидных собак, волков, шакалов, песцов болезнь быстро распространяется, при средней плотности их расселения бешенство проявляется единичными случаями. При низкой плотности популяций диких плотоядных эпизоотия затухает.

Течение и клиническое проявление симптомов бешенства. Инкубационный период варьируется от нескольких дней до 1 года и составляет в среднем 3-6 нед. Его продолжительность зависит от вида, возраста, резистентности животного, количества проникшего вируса и его вирулентности, места локализации и характера раны. Чем рана ближе к головному мозгу, тем быстрее проявляется клиника бешенства.

Болезнь чаще протекает остро. Клиническая картина сходна у животных всех видов, но лучше изучена у собак. Бешенство у них обычно проявляется в двух формах: буйной и тихой. Регистрируются возвратная и абортивная течение болезни.

При буйном бешенстве различают три периода: продромальный, возбуждения и параличей.

Продромальный период (стадия предвестников) продолжается от 12 ч до 3 сут. Этот период начинается с незначительного изменения поведения. Заболевшие животные становятся апатичными, скучными, избегают людей, стараются спрятаться в темное место, неохотно идут на зов хозяина. В других случаях собака становится ласковой к хозяину и знакомым, пытается облизывать руки и лицо. Затем беспокойство и возбудимость постепенно нарастают. Животное часто ложится и вскакивает, лает без причины, отмечается повышенная рефлекторная возбудимость (на свет, шум, шорох, прикосновение и др.), появляется одышка, зрачки расширены. Иногда на месте укуса возникает сильный зуд, животное вылизывает, расчесывает, грызет это место. С развитием болезни часто появляется извращенный аппетит. Собака поедает несъедобные предметы (камни, стекло, дерево, землю, собственный кал и др.). В этот период развивается парез мускулатуры глотки. Отмечают затрудненное глотание (создается впечатление, что собака чем-то подавилась), слюнотечение, хриплый и отрывистый лай, неуверенную походку, иногда косоглазие.

Клиническая картина бешенства у собаки

(Иллюстративное фото из открытых источников)

Второй период — возбуждения — продолжается 3-4 дня и характеризуется усилением описанных выше симптомов. Нарастает агрессивность, собака без повода может укусить другое животное или человека, даже своего хозяина, грызет железо, палки, землю, часто при этом ломает зубы, а иногда нижнюю челюсть. У больных собак усиливается стремление сорваться с цепи и убежать, за сутки бешеная собака пробегает десятки километров, по пути кусает и заражает других собак и людей. Характерно, что собака молча подбегает к животным и людям и кусает их. Приступы буйства, длящиеся несколько часов, сменяются периодами угнетения. Постепенно развиваются параличи отдельных групп мышц. Особенно заметно изменение голоса собаки вследствие паралича мускулатуры гортани. Лай звучит хрипло, напоминая вой. Этот признак имеет диагностическое значение. Полностью парализуется нижняя челюсть, она отвисает. Ротовая полость все время открыта, язык наполовину выпадает, наблюдается обильное слюноотделение. Одновременно наступает паралич глотательных мышц и мышц языка, вследствие чего животные не могут поедать корм. Появляется косоглазие.

Клиническая картина бешенства у собаки

(Иллюстративное фото из открытых источников)

Третий период — паралитический — длится 1-4 дня. Помимо паралича нижней челюсти парализуются задние конечности, мускулатура хвоста, мочевого пузыря и прямой кишки, затем мышцы туловища и передних конечностей. Температура тела в стадии возбуждения повышается до 40-41°С, а в паралитической — снижается ниже нормы. В крови отмечают полиморфно-ядерный лейкоцитоз, уменьшено число лейкоцитов, в моче увеличено содержание сахара до 3%. Общая продолжительность болезни 8-10 дней, но часто смерть может наступить через 3-4 дня.

Клиническая картина бешенства у собаки

(Иллюстративное фото из открытых источников)

При тихой (паралитической) форме бешенства (чаще отмечается при заражении собак от лисиц), возбуждение выражено слабо или вообще не выражено. Животное не агрессивно, аппетит сохранен, может наблюдаться затруднение глотание, сходное с таким состоянием, когда животные давятся костью. Возникает паралич глотки, нижней челюсти, задних конечностей. У больной собаки может наблюдаться шаткость походки, иногда при атипичной форме животное поедает совершенно несъедобные предметы, развивается слюнотечение. Болезнь длится 2-4 дня.

Клиническая картина бешенства у собаки

(Иллюстративное фото из открытых источников)

Возвратная форма бешенства характеризуется полным выздоровлением, которое через две – три недели опять сменяется всеми симтомами болезни.

Абортивная форма бешенства заканчивается выздоровлением животного на второй стадии болезни. Такая форма бешенства встречается очень редко и до сих пор ее изучением занимаются многие исследователи.

Атипичная форма бешенства не имеет стадии возбуждения. Отмечаются истощение и атрофия мускулатуры. Зарегистрированы случаи бешенства, которые протекали только при явлениях геморрагического гастроэнтерита: рвота, полужидкий кал, содержащий кроваво-слизистые массы.

Клиническая картина бешенства у собаки

(Иллюстративное фото из открытых источников)

При бешенстве у кошек клинические признаки в основном такие же, как у собак, болезнь протекает преимущественно в буйной форме. Часто зараженное животное старается спрятаться в тихом темном месте. Больные кошки отличаются большой агрессивностью в отношении людей и собак. Они наносят глубокие повреждения, вонзая свои когти, стараясь укусить в лицо. У них изменяется голос. В стадии возбуждения кошки стремятся, так же как и собаки, убежать из дома. В дальнейшем развивается паралич глотки и конечностей. Смерть наступает через 2-5 дней после проявления клинических признаков. При паралитическом бешенстве агрессивность выражена слабо.

Клиническая картина бешенства у кошек

(Иллюстративное фото из открытых источников)

При бешенстве крупного рогатого скота инкубационный период более 2мес, чаще от 15 до 24 дней. В некоторых случаях с момента укуса и до появления первых признаков заболевания может пройти 1-3 года. Бешенство протекает в основном в двух формах: буйной и тихой.

При буйной форме заболевание начинается с возбуждения. Животное часто ложится, вскакивает, бьет хвостом, топает, бросается на стену, наносит удары рогами. Агрессивность особенно выражена по отношению к собакам и кошкам. Отмечают слюнотечение, потливость, частые позывы к мочеиспусканию и дефекации, половое возбуждение. Через 2-3дня развиваются параличи мышц глотки (невозможность глотания), нижней челюсти (слюнотечение), задних и передних конечностей. На 3-6-й день болезни наступает смерть.

При тихой форме признаки возбуждения выражены слабо или отсутствуют. Наблюдаются угнетение, отказ от корма. У коров прекращаются секреция молока и жвачка. Затем появляются параличи гортани, глотки, нижней челюсти (хриплое мычание, слюнотечение, невозможность глотания), а затем задних и передних конечностей. Смерть наступает на 2-4-й день.

Больной бешенством крупный рогатый скот

(Иллюстративное фото из открытых источников)

У овец и коз симптомы такие же, как и у крупного рогатого скота: агрессивность, особенно к собакам, повышенная половая возбудимость. Быстро развиваются параличи, и на 3-5-й день животные погибают. При паралитической форме бешенства возбуждение и агрессивность не отмечают.

Клиническая картина бешенства у овец и коз

(Иллюстративное фото из открытых источников)

Бешенство у лошадей вначале проявляется беспокойством, пугливостью, возбудимостью. Часто возможен зуд на месте укуса. Проявляется агрессивность к животным, а иногда к людям. В период возбуждения лошади бросаются на стену, разбивают голову, грызут кормушки, двери, иногда, наоборот, впадают в состояние депрессии, упираясь головой в стену. Отмечаются судороги мускулатуры губ, щек, шеи, грудной клетки. При дальнейшем развитии болезни развиваются параличи глотательных мышц, а затем конечностей. Животное погибает на 3-4-й день болезни. Но иногда летальный исход наступает уже через 1 сут. При паралитической форме бешенства стадия возбуждения выпадает.

Клиническая картина бешенства у лошади

(Иллюстративное фото из открытых источников)

Бешенство у свиней часто протекает остро и в буйной форме. Свиньи мечутся в станке, отказываются от корма, грызут кормушки, перегородки, место укуса. Наблюдается сильное слюнотечение. Проявляется агрессивность к другим животным и людям. Свиноматки набрасываются на собственных поросят. Вскоре развиваются параличи, и через 1-2сут после их появления животные погибают. Продолжительность болезни не более 6 дней.

При паралитической форме бешенства (регистрируют редко) отмечают угнетение, отказ от корма и воды, незначительное слюнотечение, запор, быстро прогрессирующие параличи. Животные погибают через 5… 6 дней после появления признаков заболевания.

Больные бешенством свиньи

(Иллюстративное фото из открытых источников)

Бешенство у верблюдов проявляется в тихой или агрессивной форме, и гибель наступает на 4-5 сутки после клинического проявления. Инкубационный период при бешенстве верблюдов до 1,5 месяцев.

Клиническая картина бешенства у верблюди

(Иллюстративное фото из открытых источников)

Диагностика. Наиболее точные результаты диагностики достигаются при исследовании сразу нескольких отделов мозга: ствол, мозжечок, кора больших полушарий и аммонов рог. Диагностика бешенства основанная на клинической картине не возможна, так как симптомы сходны с некоторыми другими заболеваниями. Диагностика с использованием гистологических изменений (обнаружение телец Негри), а также РДП (реакция диффузной преципитации) в настоящее время не применяется из-за низкой чувствительности. Более того, гистологическое исследование не рекомендовано к применению руководством по диагностике и вакцинам МЭБ. ИГХМ (иммуногистохимический метод) в диагностике обычно не применяют из-за трудоемкости и длительности постановки реакции. При диагностике бешенства в образцах тканей выявляют белки ВБ или фрагменты его генома. Для этого используют РИФ, выделение вируса в организме животных (на мышах) и в культурах клеток, ИФА, ПЦР (полимеразная цепная реакция) и многие другие.

Специфическая профилактика сельскохозяйственных, домашних животных. Вакцинация животных является одним из основных эффективных способов предотвращения заболевания бешенством. Для вакцинации сельскохозяйственных и домашних животных рекомендуется применять инактивированную вакцину против бешенства животных из штамма «VRCRZ2» фиксированного вируса бешенства (разработчик – НИИПББ). Вакцина предназначена для профилактической и вынужденной иммунизации против бешенства крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, верблюдов, свиней, собак и кошек.

ВАКЦИНА ИНАКТИВИРОВАННАЯ ПРОТИВ БЕШЕНСТВА ЖИВОТНЫХ (разработчик – НИИПББ)

 

При профилактической иммунизации сельскохозяйственных животных вакцину вводят подкожно, в область средней трети шеи или крупа (свиньям – внутримышечно за ухом). Профилактическую иммунизацию собак, кошек и других плотоядных животных проводят подкожно или внутримышечно с двухмесячного возраста. Профилактическую иммунизацию осуществляют однократно с последующей ревакцинацией через год. Животным, ранее прививавшимся против бешенства, вакцину вводят подкожно один раз в два года

Профилактическая иммунизация животных проводится в дозах, указанных в таблице.

Вид животных Возраст Доза, мл
Лошади и верблюды Старше 3-х лет

от 3-х месяцев до 3 лет

10,0

5,0

Крупный рогатый скот Старше 2-х лет

от 3-х месяцев до 2-х лет

8,0

5,0

Овцы и козы Старше года

от 3-х месяцев до года

4,0

2,0

Свиньи Старше года

от 4-х месяцев до года

5,0

3,0

Собаки крупные (свыше 10 кг массы) Старше 1 года

2-12 мес.

1,0

0,5

Собаки мелкие (до 10 кг массы) Старше 1 года

6-12 мес.

2-6 мес.

0,5

0,3

0,2

Кошки Старше 1 года

2-12 мес.

0,5

0,3

Вакцина, способствует образованию активного иммунитета против бешенства, начиная с 10-15 суток после применения препарата длительностью не менее 12 месяцев после однократной иммунизации.

Вакцина может вызывать у отдельных животных на месте введения препарата местную реакцию, проявляющуюся в виде небольшой припухлости, который самопроизвольно рассасывается в течение 7-10 сут.

Мясо и молоко от вакцинированных сельскохозяйственных животных используется без ограничений, независимо от сроков введения вакцины.

При вынужденной иммунизации вакцину применяют не позднее 3-х суток с момента укуса животными, подозреваемыми в заражении бешенством. При тяжелых покусах – не позднее, чем через 24 часа. Вакцину вводят в 1,5-кратных профилактических дозах с ревакцинацией в профилактической дозе через 7-10 сут после первой прививки.

Лечение бешенства. Эффективных средств терапии нет. Заболевших животных немедленно изолируют и убивают, так как их передержка связана с риском заражения людей.

Общие противоэпизоотические меры. Противоэпизоотические мероприятия в РК проводятся согласно ветеринарным правилам «Санитарно-эпидемиологические и ветеринарно-санитарные Правила по профилактике и борьбе с заразными болезнями, общими для животных и человека (бешенство)».

Заключение.

Борьба с бешенством животных заключается в своевременным проведении ветеринарно-санитарных мероприятий, разъяснительные работы о соблюдении правил содержания скота и порядке исполнения своих обязанностей, предусмотренных ветеринарным законодательством РК.

 

По вопросам  консультации звонить в РГП «Научноисследовательский институт проблем биологической безопасности» КН МОН РК по телефону (726-36) 7-22-28. Электронный адрес: ribsp@biosafety.kz

 

По вопросам консультации звонить: Булатову Ерболу Акеновичу, заведующему лабораторией «Технология культивирования микроорганизмов», кандидату ветеринарных наук, тел. +7(701)-449-55-52

 

По вопросу приобретения вакцины: Ершебулову Закиру Джапаровичу, руководителю управления качества, тел. +7(778)-881-46-83