Научно-Исследовательский Институт Проблем Биологической Безопасности

AUGUST FORUM OF EDUCATION AND SCIENCE OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

From August 15 to 16, 2019, the Republican Forum of Education and Science of the Republic of Kazakhstan “Global Values and Quality of Kazakhstan’s Education and Science” was held in Nur-Sultan.

On the first day of the forum, prominent scientists of the Republic of Kazakhstan participated in the meeting, and Fatima Nadyrovna Zhakypova, Vice Minister of Education and Science, also participated.

The Vice Minister’s report noted that in 2019, at the meetings of the High Scientific and Technical Commission of the Republic of Kazakhstan, questions regarding the priority areas for the development of science at the current stage, as well as further financing of science and the draft scientific and technical program of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan for 2020-2022 were discussed. According to the decisions of HSTC, the volume of financing of grant projects and programs for 2020-2022 will increase far-forth.

Kassym-Zhomart Tokayev instructed the government to take urgent measures to address problems in the education system. The head of state instructed the Ministry of Education and Science to review the cost of educational grants and the standards for universities.

Kassym-Zhomart Tokaev raised the problem of the workload of teachers. He applied to the authorities and demanded not to burden teachers with extra work.

Children in Kazakhstan need to instill an “environmentally friendly” consciousness, cultivate a culture of household cleanliness and hygiene in every possible way, and teach them to understand the crucial importance of protecting nature, Tokayev said.

Kasym-Zhomart Tokaev noted that “Suicides in children and adolescents are a tragedy for all of us. We all need to seriously think about why children take such a step. The formation of solid attitudes is, in fact, a basic criterion for the quality of the educational process”.

The President instructed to ensure a thoughtful transition to a 12-year model as part of the implementation of the new State program for the development of education and science until 2025.

The President noted that “Teachers’ salaries remain one of the lowest, accounting for 65% of the average salary in the economy.” He instructed the government to double teachers’ salaries over four years, and also consider increasing the period of leave for all teachers to 56 days, a supplement for a master’s degree, and so on.

The President instructed the Ministry of Education and Science to develop and launch special programs to overcome the academic gap of children from low-income families or from schools working in difficult social conditions and showing poor results.

At the end of his report, the President presented state awards to teachers: the Order “Qurmet” and the medals “Eren enbegi ushin”, “Shapagat”, as well as letters of thanks from the President of Kazakhstan and the lapel badges “Ybyray Altynsarin” and “Honorary Worker of Education”.

Then, the Minister of Education and Science of Kazakhstan, Askhat Aymagambetov, made a report.

Askhat Aymagambetov announced the return of the primer book to the schools of the republic until 2021. A primer, written and published by Akhmet Baitursynov in 1912 in Orenburg, will return to schools. Also, the head of the ministry instructed to reduce the number of paid contests. According to the minister, the transition to the Latin alphabet will be carried out gradually in accordance with the schedule.

In 2019, the Ministry will implement the “Easy Portfolio” project. Parents have been given a choice: pupils can leave paper textbooks at school, and use electronic books at home.

The Minister of Education and Science in his report drew the attention of the participants of the August conference to the fact that the current rules for organizing school meals have corruption risks, so they will be changed.

To protect the rights of children, the ministry plans to create non-state adoption agencies, whose functions will include training of potential adoptive parents.

In Kazakhstan, the system of certification of teachers will be changed. According to the head of the ministry, more than 120 thousand teachers have managed to achieve higher wages through certification.

The professional growth of teachers and the management staff of pre-school and secondary education organizations will be determined through certification through passing the national qualification test. It will be fully automated.

The Minister of Education and Science announced the introduction of a five-day work week for school teachers.

The head of the ministry stated the need to improve the status of college teachers. A new certification system for college teachers will be introduced with an additional charge for the qualification category through the testing system.

According to the minister’s reports, a unified national testing in the future will be available in electronic format.

In addition, the minister said that the grants will go with the student on the basis of a voucher. With this voucher, he will be able to pay exclusively for his studies at the university. In addition, the student will be given the right to transfer to another university with his grant on a co-payment basis. Also, universities are given the right to choose students.

The size of the state educational grant has not increased since 2012. Therefore, a phased increase in the size of the state grant is necessary. This will allow universities to significantly increase the salaries of teachers, workers and improve infrastructure.

In order to improve the quality of teacher education, the ministry will pilotly introduce a national qualified test by graduates of pedagogical specialties on a voluntary basis. From 2021, this procedure will become mandatory.

The Minister of Education and Science of Kazakhstan congratulated teachers on the upcoming new school year.

Translated from Russian

rrr
Научно-исследовательский институт проблем биологической безопасности

АВГУСТОВСКИЙ ФОРУМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

С 15 по 16 августа 2019 года в г. Нур-Султан проходил Республиканский форум образования и науки Республики Казахстан «Глобальное ценности и качество казахстанского образования и науки».

В первый день форума на заседании участвовали видные ученые Республики Казахстан, а также участие имела Вице-министр образования и науки Фатима Надыровна Жакыпова.

В докладе вице-министра отмечено, что в 2019 году на заседаниях ВНТК РК были обсуждены вопросы, касающиеся приоритетных направлений развития науки на текущем этапе, а также дальнейшего финансирования науки и проекта научно-технической программы МОН РК на 2020-2022 годы. По решениям ВНТК объем финансирования грантовых проектов и программ на 2020-2022 годы будет повышаться в разы.

Второй день Республиканского форума проходил с участием Президента Республики  Казахстан Касым-Жомарта Токаева.

С докладом выступил Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что традиционная конференция – очень важное событие для всей страны. Токаев отметил, что качественное образование лежит в основе развития страны.

Касым-Жомарт Токаев поручил правительству принять срочные меры по проблемам в системе образования. Министерству образования и науки глава государства поручил пересмотреть стоимость образовательных грантов и нормативы, предъявляемые ВУЗам.

Касым-Жомарт Токаев поднял проблему загруженности отечественных педагогов. Он обратился к властям и потребовал не нагружать учителей лишней работой.

Детям в Казахстане необходимо прививать «экологичное» сознание, всячески культивировать культуру бытовой чистоты, гигиены, учить пониманию исключительной важности защиты природы, считает Токаев.

Касым-Жомарт Токаев отметил, что «Суициды в детской и подростковой среде – это трагедия для всех нас. Всем нам надо серьезно задуматься, почему дети идут на такой шаг. Формирование твердых жизненных установок является, по сути, базовым критерием качества воспитательного процесса».

Президент поручил обеспечить продуманный переход к 12-летней модели в рамках реализации новой Госпрограммы развития образования и науки до 2025 года.

Президент отметил, что «Заработная плата учителей остается одной из низких и составляет 65% от средней заработной платы по экономике». Он поручил правительству увеличить заработную плату учителей в два раза в течении четыреx лет, а также рассмотреть вопрос увеличения периода отпуска для всех педагогов до 56 дней, доплаты за степень магистра и так далее.

Президент поручил министерству образования и науки разработать и запустить специальные программы по преодолению академического отставания детей из семей с низким уровнем дохода или из школ, работающих в сложных социальных условиях и демонстрирующих низкие результаты.

В конце своего доклада Президент вручил педагогам государственные награды: орден «Құрмет» и медали «Ерен еңбегі үшін», «Шапағат», а также благодарственные письма президента Казахстана и нагрудные знаки «Ыбырай Алтынсарин» и «Почетный работник образования».

Далее с докладом вступил Министр образования и науки Казахстана Асхат Аймагамбетов.

Асхат Аймагамбетов заявил о возвращении букваря в школы республики до 2021 года. В школах вернется букварь, написанный и выпущенный Ахметом Байтурсыновым в 1912 году в Оренбурге. Также глава министерства поручил сократить количество платных олимпиад. По словам министра в Республике переход на латиницу будет вестись не спеша в соответствии с графиком.

В 2019 году министерством будет реализован проект «Легкий портфель». Дана возможность выбора родителям: учащиеся могут оставлять бумажные учебники в школе, а дома использовать электронные.

Министр образования и науки в своем докладе обратил внимание участников августовской конференции на то, что действующие правила организации школьного питания имеют коррупционные риски, поэтому они будут изменены.

Для защиты прав детей министерство планирует создать негосударственные агентства по усыновлению, в функции которых войдет обучение потенциальных приемных родителей.

В Казахстане изменят систему аттестации педагогов. По данным главы министерства, более 120 тысяч педагогов за счет аттестации сумели добиться повышения заработной платы.

Профессиональный рост педагогов и руководящего состава организаций дошкольного и среднего образования будет определяться через прохождение аттестации путем сдачи национального квалификационного теста. Она будет полностью автоматизирована.

Министр образования и науки заявил о внедрении пятидневной рабочей недели для школьных учителей.

Глава министерства заявил о необходимости повышения статуса педагогов колледжей. Будет внедряться новая система аттестации педагогов колледжей с доплатой за квалификационную категорию через систему тестирования.

По докладам министра единое национальное тестирование в будущем можно будет сдавать в электронном формате.

Кроме того министр сообщил, что гранты будут идти за студентом на основании ваучера. Этим ваучером он сможет оплатить исключительно свою учебу в ВУЗе. Помимо этого, студенту будет дано право переходить в другой ВУЗ со своим грантом на условиях сооплаты. Также и ВУЗам дается право выбирать студентов.

Размер государственного образовательного гранта не повышался с 2012 года. Поэтому необходимо поэтапное повышение размера госгранта. Это позволит ВУЗам существенно повысить заработные платы педагогов, работников и улучшить инфраструктуру.

В целях повышения качества педагогического образования министерство в пилотном режиме введет сдачу национального квалифицированного теста выпускниками педагогических специальностей на добровольной основе. С 2021 года эта процедура станет обязательной.

Министр образования и науки Казахстана поздравил педагогов с наступающим новым учебным годом.