Division of Biological and Sanitary Safety

Main tasks:

– Development, implementation, updating and monitoring of the institute’s biological safety concept, together with the institute’s directorship, research project managers and laboratory and division heads.

– Development, implementation and coordination of a biological risk management program.

– Development of measures to enhance biological protection in conjunction with the deputy director general for regime and security and the chief engineer of the institute.

– Development and implementation of organization standards and other normative and regulatory documents governing biological safety requirements and measures for their observance and maintenance.

– Examination of scientific and technical programs, technical regulations, standard operating procedures and other regulatory documents developed at the institute for compliance with biological safety requirements.

– Development and monitoring of training programs for scientific, auxiliary and technical personnel in methods and techniques of safe operation and biological risk reduction.

– Conducting a preliminary assessment of biological risks and, on its basis, issuing permission to carry out certain activities with pathogens in the laboratories of the institute.

– Conducting planned validation of organization standards and other normative and regulatory documents governing biological safety requirements and measures for their observance and maintenance.

– Supervision of compliance with biosafety standards and requirements during the construction, reconstruction and redevelopment of laboratory buildings.

– Control of the issue of new international biosafety standards, amending existing legislation and the coming into force of new domestic regulations governing biosafety requirements and standards and bringing this information to all interested parties.

Key achievements:

Development of a form for assessing the biological risks associated with the study of pathogens in susceptible animals in the premises of the RIBSP isolators and introduction for identification of biological risks and determination of measures to reduce or eliminate them.

Main publications:

Burabayev B.K., Dzhebekov K.K., Sansyzbay A.R. Experience in the implementation of the CEN CWA 5793: 2008 standard and prospects for the implementation of the CWA 16335: 2011 and CWA 16393: 2012 standards into the practice of RIBSP // EBSA International  conference 2017. 2017. (in Russian)

Dzhebekbekov K.K., Burabayev B.K., Moldagulova S.U., Dzhaldybayeva A.E. The main stages of the development of the biosafety system in RIBSP// Materials of International  scientific-practical conference devoted to 80-th anniversary of the honored scientist, professor V.L. Zaitsev, Guardeyskiy u.t.s., July 13, 2015. – Guardeyskiy, 2015 .– P.98-100. (in Russian)

Dzhebekbekov K.K., Sansyzbay A.R., Burabayev B.K., Suleymanova G.A. Evaluation of the quantitative and qualitative composition of atmospheric emissions using the example of the Scientific Research Institute for Biological Safety (RIBSP) “Izdenister, natizheler” (Research, Results) journal  – KazNAU 2013 (in Russian)

Kormakova N.F. Burabayev B.K. Kubegenova N.G. Valiyeva A.D. Dzhebekbekov K.K. Kishikov E.T. Sansyzbay A.R // Development and maintenance of the biosafety and bioprotection program at RIBSP. Materials of International scientific and practical conference “The current ecological state of the Aral Sea region, prospects for solving problems.” – 2011 (in Russian)

Koshemetov Zh.K., Nurabayev S.Sh., Matveyeva V.M., Azhibayev A.Zh., Burabayev B.K., Koryagina M.I., Burabayev A.A., Abdurayimov E.O. Comparative evaluation of isolated by various methods virus-specific immunoglobulins against peste des petits ruminants in laboratory test systems // Materials of International scientific-practical conference devoted to the 50-th anniversary of the Research Institute for Biological Safety Problems “Biotechnology in Kazakhstan: Problems and Prospects for Innovative Development”, Almaty, May 19-21, 2008. – Almaty, 2008 .– S. 350-353. (in Russian)

Belousov V.Yu., Koshemetov Zh.K., Burabayev B.K. Causes of the death of sheep and goats in the Republic of Tajikistan in 2006 // Materials of International scientific-practical conference devoted to the 50-th anniversary of the Research Institute for Biological Safety Problems “Biotechnology in Kazakhstan: Problems and Prospects for Innovative Development”, Almaty, May 19-21, 2008. – Almaty, 2008 .– S. 350-353. (in Russian)

Development prospects:

Implementation of a biological risk management system in all departments of the institute.

Continuous improvement of biosafety and biosecurity.

Formation of personal responsibility of each employee for biological safety at his site.

Email: ribsp@biosafety.kz

Work phone: +7 726 (36) 7-22-28, ext. 139

Отдел биологической и санитарной безопасности  

 

Отдел биологической и санитарной безопасности начал свое функционирование, как санитарный пропускник с 20 октября 1958 года. В 1962 году был организован отдел.

В последующем отдел неоднократно переименовывался. В 1974 году переименован в Отдел №10, в 1985 году преобразован в ветеринарно-санитарный отдел.  Отдел  «Биологической  и  санитарной  безопасности»,  как  подразделение НИИПББ был создан в апреле 2006 года на базе ветеринарно-санитарного отдела.

Основными функциями, созданного отдела является контроль за соблюдением ветеринарно-санитарных и противоэпидемических требований сотрудниками института при выполнении научно-исследовательских и других работ, а также поддержание экологической безопасности при утилизации твердых отходов, а также системы  обезвреживания  жидких  отходов, совершествование  систем,  обеспечивающих контроль за движением патогенов внутри лабораторий и исключение выноса инфекций за пределы института.

Первым заведующим отделом в 1963 году был назначен Ярош Н.Ф., в этом же году, его сменил Усиков Е.А. В последующие годы отделом руководили Глаголевский К.Г. (1963-1965 гг.), Лохмотов М.Г., к.в.н. (1965-1966 гг.), Иванов Н.И. (1966-1974 гг.), Карпов Б.П. (1974-1984 гг.), Благарь А.И., к.в.н. (1985-1996 гг.), Шолпанкулов Т. (1996-2000 гг.), Сарсенбеков М.Н. (2001-2002 гг.), Колбин Ю.В. (2002-2003 гг.), Яценко Н.А. (2003-2006 гг.), Кормакова (Фоменко) Н.Ф. (2006-2007 гг.) и Бурабаев Б.К. (2007-2020 гг.). С мая 2020 года отделом руководит Таболдиев Дуйсен Рыскулович.

Основные задачи:

  • Разработка, внедрение, обновление и контроль концепции биологической безопасности института совместно с руководством института, руководителями научных проектов и заведующими лабораториями и отделами института.
  • Разработка, внедрение и координация программы управления биологическими рисками.
  • Разработка мер по усилению биологической защиты совместно с заместителем директора по режиму и главным инженером института.
  • Разработка и внедрение стандартов организации и прочих нормативно-инструктивных документов, регламентирующих требования биологической безопасности и меры по их соблюдению и поддержанию.
  • Проведение экспертиз научно-технических программ, технических регламентов, стандартных операционных процедур и прочих регуляторных документов,  разрабатываемых в институте, на соответствие требованиям биологической безопасности.
  • Разработка и контроль программ обучения  научного, вспомогательного и технического персонала методикам и приемам безопасной работы и снижения биологических рисков.
  • Проведение предварительной оценки биологических рисков и на ее основе выдача разрешения на проведение тех или иных работ с патогенами в лабораториях института.
  • Проведение плановой валидации стандартов организации и прочих нормативно-инструктивных документов, регламентирующих требования биологической безопасности и меры по их соблюдению и поддержанию.
  • Надзор за соблюдением стандартов и требований биологической безопасности во время строительства, реконструкции и перепланировки зданий лабораторий.
  • Отслеживание появления новых международных стандартов биологической безопасности, внесения изменений в действующее законодательство и вступления в силу новых отечественных нормативных актов, регламентирующих требования и стандарты биологической безопасности и доведение данной информации до всех заинтересованных лиц.

Основные достижения:

Разработана форма для оценки биологических рисков, связанных с изучением патогенов на восприимчивых животных в помещениях изоляторов НИИПББ и внедрена для выявления биологических рисков, определения мер по их снижению или устранению.

Основные публикации:

— Бурабаев Б.К., Джекебеков К.К., Сансызбай А.Р. Опыт внедрения стандарта CEN CWA 5793:2008 и перспективы внедрения стандартов  CWA 16335:2011 и CWA 16393:2012 в практику НИИПББ // Международная конференция EBSA 2017 год.2017.

— Джекебеков К.К., Бурабаев Б.К., Молдагулова С.У., Джалдыбаева А.Е. Основные этапы становления системы  биологической безопасности в НИИПББ // Матер. междунар. науч.-практ. конф., посв. 80-летию заслуженного ученого, профессора В.Л. Зайцева, пгт. Гвардейский 13 июля 2015 года. – Гвардейский, 2015. – С.98-100.

— Джекебеков К.К., Сансызбай А.Р, Бурабаев Б.К., Сулейманова Г.А. Оценка количественного и качественного состава выбросов в атмосферу на примере  Научно – исследовательском институте проблем биологической безопасности (НИИПББ)  Журнал «Ізденістер, нәтижелер» («Исследования, результаты») – КазНАУ 2013

— Кормакова Н.Ф. Бурабаев Б.К. Кубегенова Н.Г. Валиева А.Д. Джекебеков К.К. Кишиков Е.Т. Сансызбай А.Р // Развитие и обеспечение программы биобезопасности и биозащиты в НИИПББ. Материалы межд.  научно-практ.  конф. «Современное  экологическое    состояние Приаралья, перспективы решения проблем». – 2011

— Кошеметов Ж.К., Нурабаев С.Ш., Матвеева В.М., Ажибаев А.Ж., Бурабаев Б.К., Корягина М.И., Бурабаев А.А., Абдураимов Е.О. Сравнительная оценка выделенных различными методами вирусспецифических иммуноглобулинов против вируса чумы мелких жвачных животных в лабораторных тест-системах         // Матер. междунар. науч.-практ. конф., посв. 50-летию НИИ проблем биологической безопасности «Биотехнология в Казахстане: проблемы и перспективы инновационного развития», Алматы, 19-21 мая 2008 года. — Алматы, 2008. – С. 350- 353.

— Белоусов В.Ю., Кошеметов Ж.К., Бурабаев Б.К. Причины падежа овец и коз в Республике Таджикистан в 2006 году // Матер. междунар. науч.-практ. конф., посв. 50-летию НИИ проблем биологической безопасности «Биотехнология в Казахстане: проблемы и перспективы инновационного развития», Алматы, 19-21 мая 2008 года. — Алматы, 2008. – С. 449-450.          

 Перспективы развития:  

Внедрение системы управления биологическими рисками во всех подразделениях института.

Непрерывное совершенствование биобезопасности и биозащиты.

Формирование персональной ответственности каждого сотрудника за биологическую безопасность на его участке работ.

 

Е-mail: ribsp@biosafety.kz 

Рабочий телефон: +7726(36)7-22-28, вн. 139